Как легко и быстро поставить мат шахматному королю — урок № 2

   Основная цель игры в шахматы — это поставить мат. Каждый шахматист, не только начинающий, должен уметь это делать. Эти навыки и приемы должны быть отточены до совершенства. Особенно это ярко проявляется в турнирной партии. Когда например: у противника остался один лишь король, а у Вас слон и конь. И нужно, в течении малого промежутка времени успеть, заматовать противника.

   Начнем изучения данной темы от простого к сложному!

 Ферзь

 

   Заматовать противника, с помощью ферзя очень легко. Нужно, планомерно оттеснять его к краю доски, избегая патовую ситуацию. 

   Очень важно, избегать патовую ситуацию. Если бы мы на четвертом ходу сыграли бы 4. Фе6, то был бы пат. Пат это ничья.

Ладья

 

   Ладья по сравнению с ферзем не может ходить по диагонали, поэтому его ударная сила снижается. И мы не можем поставить ладью перед королем противника и объявить мат. Так как он просто уйдет от шаха. Поэтому, для того чтобы, заматовать противника необходимо:

  1. Оттеснить его к краю доски
  2. Отрезать, с помощью ладьи на последней горизонтали
  3. Создать ситуацию, когда своим ходом противник встанет перед нашим королем
  4. Объявить шах и мат ладьей, на последней горизонтали

 

 

Два слона

 

   В отличии от ферзя и ладьи они не могут ходить по горизонтали. Поэтому, для того чтобы заматовать противника, необходимо:

  1. Оттеснить его на край доски. Для этого каждый раз ставим наши фигуры рядом, чтобы они отрезали наибольшие количество полей.
  2. Заплетаем косичку
  3. Оттесняем на крайний угол, избегая патовую ситуацию

 

   Конечно же приведенный вариант не является единственным. Мы подобрали данный вариант для того, чтобы можно было легче усвоить и запомнить данную методику. Вам остается лишь немного потренироваться.

Слон и конь

 

   Сложнее всего поставить мат слоном и конем. Существует два способа. Это метод твикс и сжатие треугольника. Основная цель обоих методик оттеснить короля в один из углов цвета нашего офицера. Если к примеру оппонент убегает и не попадает в треугольник, тогда он никак не может убежать от метода твикс и наоборот. Рассмотрим сначала каждую методику отдельно.

   Метод твикс

 

Мат в данном случае также ставится на крайнем углу доски. Если у нас белопольник, значит нужно оттеснить короля на крайний угол доски белого цвета.

 

   Наш оппонент будет же наоборот стараться уйти в черный угол. Допустим возникает такая позиция с ходом черных

   Теперь наша задача оттеснить вражеского монарха в угол шахматной доски белого цвета.

   1…. Крg8 2. Кf7 Крf8

   Вот здесь и начинается метод твикс. 

   3. Сh7 и возникает картина с буквой Т

   Здесь у черных есть только один ход 3…. Кре8 и дальше мы видим маршрут нашего коня и следующую букву W

   4. Ке5 Крd8 5. Кре6 Крс7 Кажется черный монарх выбрался из тисков. Но нас это мало волнует. Конь следует своим маршрутом

   6. Кd7 Крс6 После получившейся позиции ставим два барьера  7. Сd3 Крс7 и 8. Се4 Крd8

   9. Крd6 Кре8 10. Сg6+ не выпуская Крd8 11. Кс5 продолжая свой маршрут Крс8

   Наступает важнейший момент, вроде бы не понятно что делать.

    Нужно сделать 2 выжидательных хода нашим офицером! 12. Сh5 (первый) Крd8 и 13. Кb7+ Крс8

   Далее все просто 14. Крс6 Крb8 15. Крb6 Крс8 16. Сg4+ Крb8 17. Кс5 Кра8 18. Сh3 (второй) Крb8 19. Ка6+ Кра8 20. Сg2#

 

   А сейчас можно посмотреть все от начала до конца и закрепить данный материал.

   Сжатие треугольника

 

   Как видно из названия, метод основан на составлении вымышленного треугольника. Если у нас слон белого цвета, тогда его вершинами являются поля h1 или a8.

   Желтыми линиями обозначен треугольник при сжатии, а круглыми обозначаются поля которые должны занимать наши фигуры. Черный монарх должен быть внутри нашей фигуры.

   Красными обозначены барьеры которые возникают при взаимодействии белых фигур.

   Давайте рассмотрим методику матования. Рассмотрим такую позицию где ход черных.

   У черных есть выбор своим ходом добровольно зайти в треугольник, нарисованный зеленым цветом. После чего мы используем метод описанный ниже. Или же направиться к пункту h8, где мы применяем методику TWIX. Допустим черные попали в наш капкан.

   1….Крg5

   Что же делать дальше ? Дальше потихоньку сужаем наш треугольник.

   2. Крe5 Крg4 3. Крf6 Крf4 4. Сc2  Конь на c4 и слон на c2 создают непреодолимый барьер.

   4… Крg4 5. Крg6 Крf4 6. Крh5 Крf3 7. Крg5 Крe2 8. Крf4 Крe1 9. Крe3 Крf1 10. Сd1 сужая капкан 

   10…Крg2 Теперь по нашему плану нужно поставить коня на поле d3. Конь должен стоять за диагональю треугольника.

   11. Кe5 Крh3 12. Кd3 Сужая непреодолимый барьер. Остальное все просто.

12… Крh4 13. Крf4 Крh3 14. Крg5 Крg3 15. Сg4 Крg2 16. Крh4 Крf1 17. Крg3 Крg1 18. Сh3 Крh1 19. Кe5 Крg1 20. Кf3 + Крh1 21. Сg2 #

А теперь закрепим данный материал.

 

Основной Алгоритм 

 

  1. Ставите позицию Пшепюрки. В зависимости какой план изберет ваш соперник, выбираете один из следующих метода.
  2. Загоняете короля в треугольник 
  3. Либо применяете метод Филидора или метод TWIX

 

 

Позиция Пшепюрки  

 

 

   Наш монарх располагается в центре (на поле d4 при белопольном слоне или на e4 при чернопольном), а слон и конь располагаются по бокам. Эта позиция очень упрощает нашу задачу.

 

   Для закрепления данной темы, приводим ниже 2 примера

   Метод Твикс

   Метод Филидора

И в качестве бонуса, за то что Вы прочитали данную статью до конца, хотим показать, как можно быстро поставить мат вначале партии. Если противник играет не точно.

 

   Мат в два хода

 

   Возможен когда белые играют 1. f3 (f4) e5 2. g4 Фh4#

 

Детский мат

 

   Возникает когда черные играют не точно 1. e4 e5 2. Сc4 Сc5 3. Фh5 нападая на два пункта одновременно e5 и f7. Если черные зачищают пункт e5 допустим конем 3….Кc6, тогда получается белые заканчивают партию ходом 4. Фxf7# Поэтому правильнее сыграть 3….Фe7 зачищая оба пункта. 

Мат Легаля

 

   Для этого фигуры должны стоять следующим образом за белых: Кe5, Сf7, Кd5, также и за черных: Кe4, Сf2, Кd4 

   Рассмотрим позицию при которой может получится данная постановка

 1. e4 e5 2. Кf3 d6 3. Сc4 Сg4 4. Kc3 h6 Теперь 5. Кe5 ! Cxd1 иначе теряется центральная пешка, но…

 6. Сxf7+ Крe7 7. Кd5#

 

   На этом заканчиваем, надеюсь данная статья будет очень полезной для начинающих шахматистов, и не только !

Вступайте в школу, чтобы не пропустить специальные предложения и уникальные статьи, где я буду делиться с Вами своими секретами. До новых встреч!

 

Всем счастья и добра! С уважением, Марс Мингатин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии