Показатели умственного и физического развития у детей, изучающих шахматы

   Здравствуйте уважаемые читатели. Шахматы — старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю ее возникновения относят к V-VI вв. Родиной шахмат принято считать Индию. 

   Шахматы стали в нашей стране народной игрой. Дело в поистине всеобщем, всенародном интересе к шахматам, любви к ним, понимании их красоты.

   Лучше всего, суть этой игры раскрывают слова сказанные, экс-чемпионом мира Михаилом Талем:

 

Это игра, которая перестала уже быть только игрой; это отдых, который перестал быть только отдыхом.

Это где-то наука, которая все больше и больше становится наукой.

Это спорт, который все больше и больше становится спортом.

И это искусство, увы, которое, к сожалению, не так уж часто становится подлинным искусством.

Это колоссальные проблемы, это очень много находок и достаточно много, увы, потерь. В общем, это колоссальное поле деятельности.    

 

   В шахматы играет множество людей. Они образуют шахматный мир.  В этом мире бушуют настоящие страсти, проливаются настоящие слезы, разыгрываются настоящие драмы. Он жесток, но справедлив. Ибо раздает награды и титулы не в коридорах власти, а в открытых рыцарских поединках.

Шахматы

   Шахматная доска имеет шестьдесят четыре клетки. Две армии фигур по шестнадцати с каждой стороны. Это все, чем располагают партнеры в шахматах. Это все, и этого достаточно. Перед вами целый мир, полный загадок и тайн. 

   Его можно уподобить гигантской пирамиде с чемпионом мира на вершине и миллионами любителей у основания. Где путь наверх выложен крутыми коэффициентами профессора Эло. И каждый храбрец имеет шанс на успешное восхождение.

 

 

Польза шахмат

   Шахматы – это не просто игра. Для умственной сферы они значат то же самое, что и спорт для физического совершенствования.

   Шахматы воспитывают человеческой характер. Они учат самокритичности, жесткости и объективности. 

   Шахматная игра по сути своей глубоко логична. Борьба на доске учит логически мыслить едва ли не в первую очередь. Некоторые специалисты, не раз подчеркивали, что шахматы более пригодны для изучения логики, чем даже учебники. Тем более что люди знакомятся с ней в процессе игры гораздо охотнее.

   Или, скажем, сосредоточенность, дисциплина мышления… Великий педолог В. А. Сухомлинский считал, что шахматы просто обязательны для выработки у человека этих качеств. Не случайно все настойчивей становятся призывы ввести уроки шахмат в курс школьных занятий.

 

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти, — писал Сухомлинский.

 

   Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе. Где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.

   Сейчас занятия шахматами регулярно ведутся во многих средних школах. Опыт этот целиком подтверждает правильность мысли Сухомлинского. 

   Показатели умственного и физического развития у детей, изучающих шахматы, уже через год-полтора становятся выше, чем у сверстников. Это подтвердили опыты психологов МГУ. И особенно эффективными оказались занятия шахматами для воспитательной работы с так называемыми трудными подростками. 

 

Шахматы и наука

   Как мыслит шахматный мастер? Как ему удается в строго ограниченные временные сроки перерабатывать огромное, как мы видели, количество информации, находить оптимальные пути для достижения поставленной цели? Что вообще представляет собой шахматный талант, в котором так счастливо сочетается множество способностей? Ответ на это, если он будет найден, позволит ученым, исследующим основы психических процессов. И их связь с отдельными системами головного мозга, вырвать у природы не одну тайну.

   Сегодня уже совершенно ясно, какое плодотворное поле для работы дали шахматы кибернетикам. В теориях информации, алгоритмов, распознавания образов и т. д. нашла себе применение наша игра. В которой достаточно сложно и сформулировать цели, и осуществлять намеченное. Многие склоняются к мысли, что проблема проблем кибернетики — создание искусственного интеллекта — может быть разрешена только с помощью шахмат.

   Математика. Случайно ли, что шахматами интересовались многие видные представители «науки наук»? О связи шахмат и математики написано уже довольно много. А некоторые возможности шестидесяти четырех клеток еще только ждут освоения.

   Что же роднит шахматы с наукой? Пожалуй, общность «технологии»: анализ, накопление и систематизация знаний, описание полученных данных, опытная их проверка и т. д. В шахматах, как и в науке, приходится опираться на исходные предпосылки. Неважно, что для науки объективная реальность — это сама жизнь во всем ее многообразии, а для шахмат — конкретная позиция, сложившаяся на доске.  Природа шахмат так же диалектична, конфликтна, как и природа науки.

 

Шахматы это искусство

   Наконец, еще одна возможность из тех, что так щедро дарят нам шахматы. Это радость создания эстетических ценностей.

   Вы разбираете партию, фрагмент из партии двух выдающихся шахматистов — головоломную комбинацию, которой завершилась борьба. Эти странные жертвы, контрудары, тихие ходы похожи на аргументы, выдвигаемые обеими сторонами в острейшей дискуссии. У вас они вызывают протест: разве не лучше было нападать так-то, а защищаться так-то?! Нет, поправки неизменно заводят в тупик. А варианты, приводимые в примечаниях, безусловно, правильны.

   Наконец вы постигаете замысел, в соответствии с которым передвигаются на доске фигуры,-он действительно на редкость своеобразен. И, следя за маневрами фигур и пешек в последний раз, вы испытываете огромное эстетическое наслаждение — каждый из аргументов выдвинутых действующими лицами, стал для вас ясен и наполнен смыслом, как и все происходящее в целом. Пусть не автором, не участником — всего лишь зрителем, но вы присутствовали при постановке этого великолепно задуманного спектакля.

   Вы несколько дней бьетесь над решением многоходовой задачи, вежливо отвергая предложения соседа сыграть партию. Вам не хочется играть, композиция в данный момент занимает вас гораздо больше, хотя и трудна. Неожиданно где-то замаячила идея, но … этого же не может быть. Это опрокидывает все что вы с детства знаете о шахматах! И все таки мат ставиться именно так — нелепыми с виду, противоречащими здравому смыслу ходами. Истинное безумство храбрых! 

   Шахматы — игра творческая. Она требует памяти, некой суммы знаний. А на мастерском уровне доведения почти до автоматизма большого количества приемов и методов борьбы. Однако не только искусством, но просто областью созидательной деятельности шахматы делает их творческий элемент.

 

Шахматы и спорт

   Куда ни относи шахматы — ближе к искусству, ближе к науке, — все же особую привлекательность для миллионов людей составляет заложенная в них соревновательная идея.

   Шахматы — это соревнования, и вся история шахмат — своеобразная повесть о бесчисленных турнирах, матчах, личных и командных встречах. До сих пор никто не может с исчерпывающей точностью сказать, где, когда и при каких обстоятельствах впервые два человека сели за доску, но цель, которая ими преследовалась, и сегодня понятна любому: выяснить в борьбе, кто играет лучше.

    Шахматы, как говорил Ласкер, сравнимы с диспутом, в котором каждый волен использовать имеющиеся в его распоряжении аргументы. Доводы эти будут тем весомее, чем глубже проник в сущность игры. Вот почему такое значение имеет для шахматиста подготовка к соревнованиям.

   Вводя в бой свои фигуры, вы обречены каждую секунду принимать решения — почти всегда необратимые…

   Вы попадаете, таким образом, в стрессовую ситуацию. Вынуждены действовать изобретательно и активно, реагируя на неожиданности. Избегая по возможности стандартных поворотов, учитывая и трезво взвешивая десятки сопутствующих факторов, которые оказывают влияние на ход вашей мысли.

   То, что силы, мешающие осуществлению ваших намерений, сконцентрированы, только усугубляет трудности. В жизни эти силы чаще всего выступают разобщенно, а тут направляются единой волей.

 

Шахматы ставят перед вами задачу: преодолеть преграды, планомерно воздвигаемые на вашем пути к цели

Легкостью тут не пахнет, но именно борьба, стремление к преодолению закаляют вашу душу, тренируют ум, учат не теряться в еще более сложных, чем шахматные, жизненных схватках.

 

Цель игры в шахматы

    Две армии ведут сражение на шахматной доске, и каждая стремится к победе. Во всяком случае, такова цель игры, хотя порой положение в турнирной таблице, конкретная ситуация, складывающаяся в партии, личность и квалификация партнера, многие иные обстоятельства вносят в ход борьбы известные уточнения.

   Не будем пока их касаться , поговорим о том, что составляет самую суть шахмат, — о победе. О путях к ней ведущих, своеобразных проблемах, которые она порождает.

   За проигрыш партии, согласно действующей сегодня шкале оценок, шахматист не получает ничего. Итог его усилий отражается нулем. Проигрыш всегда результат ошибки. В этом смысле  любая проигранная партия дает пищу для размышлений: на ошибках учатся…

   Может быть, стоит что-то пересмотреть в творческих установках, внести коррективы в анализы, усовершенствовать систему подготовки.

   При ничьей партнеры делят очко пополам. Справедливо. Но только с «бухгалтерской» точки зрения. Спасена безнадежная позиция — это ведь в своем роде тоже победа. И наоборот: возможности, упущенные в лучшем положении, порой надолго выбивает человека из колеи, отражаются на его последующей игре.

 

Тяжелый труд

   Вильгельм Стейниц считал, что полезнее заниматься шахматами шесть раз в неделю по часу в день, чем один раз шесть часов. Вполне справедливое соображение. Но все равно — за неделю набегает целая рабочая смена!

 

Шахматы требуют времени. На участие в соревнованиях, изучение шахматной литературы, подготовку к турнирам. 

 

   Освоить правила, по которым ведется шахматная борьба, сравнительно легко. Но научиться играть хорошо — это уже труд. Чем выше квалификация шахматиста, тем более упорного труда требуют шахматы.

   И если для четвертого — второго разряда они остаются в основном игрой, то начиная с первого приобретают отчетливо выраженный характер. Приходится гораздо больше времени уделять изучению теории и практики. Более ответственно относиться к выступлениям в соревнованиях.

   На мастерском уровне, к подготовке шахматиста, нередко привлекаются наряду с тренерами специалисты по медицине. Также по психологии и прикладным наукам.

   Игра в шахматы это не только состязание умов, талантов, знаний. Сами мастера понимают это лучше всех. Они анализируют причины и последствия своих достижений и неудач. Стремятся обобщить накопленный опыт. Ищут пути повышения практической силы. Надо ли пояснять, сколь многообразны эти пути!..

 

Шахматы в СССР

 

   Очень большое значение уделялось шахматам в СССР.

 

Источник: Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

 

Вступайте в школу, чтобы не пропустить специальные предложения и уникальные статьи, где я буду делиться с Вами своими секретами. До новых встреч!

 

Всем счастья и добра! С уважением, Марс Мингатин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии